Интернет. Железо. Программы. Обзоры. Операционные системы
Поиск по сайту

Прошивка ARM Cortex M3 на примере STM32 и LPC1300. Защита прошивки от копирования Защита от записи

Этот клон Ардуино предлагает специальный бутлоадер, который позволяет заливать прошивку через USB, без использования внешних компонентов типа ST-Link или USB-UART переходника.

Сегодня мне понадобилось поработать с голым контроллером из-под CooCox и без stm32duino. Но вот в чем проблема. Даже простая моргалка лампочкой влитая через этот бутлоадер не работает.

Давайте разбираться. Возможно, мои выкладки покажутся кому-то банальностью. Но я только начинаю изучать контроллеры STM32 и на поиск проблемы убил как минимум полдня. Вдруг эта статья сократит кому-то время разработки.

Я ничего не имею против ST-Link и других отладчиков. Но в моем готовом устройстве его не будет, но точно будет USB. Почему бы сразу не заложить возможность обновлять прошивку через USB? Лично я нахожу этот способ удобным. тем более что все равно у меня уже подключен шнурок по которому идет питание и USB Serial.

Давайте посмотрим как работает бутлоадер. Для начала на примере контроллеров AVR. Почему я о нем вспомнил? Я переходил с Arduino и подсознательно ожидал такого же поведения. Но в STM32 оказалось все по другому. Потому хочу рассказать о разнице этих двух микроконтроллеров.

Итак. В микроконтроллерах AVR ATMega под бутлоадер можно зарезервировать некоторое количество памяти ближе к концу флеша. С помощью fuse битов можно регулировать с какого адреса будет стартовать программа. Если бутлоадера нет - программа стартует с адреса 0x0000. Если бутлоадер есть - он запускается с некоторого другого адреса (скажем, в ATMega32 с 0x3C00, если размер бутлоадера выбран 2к).

Когда бутлоадер сделал свои дела он передает управление основной программе с адреса 0x0000. Т.е. программа всегда стартует с адреса 0x0000. Компилятор и линковщик работают с учетом того, что код будет находится в начале адресного пространства.

В микроконтроллерах STM32 все не так. Все программы стартуют с адреса 0x0800000. Бутлоадер не является чем-то таким особенным. Это такая же программа, которая стартует с того же самого начального адреса. В процессе работы бутлоадер может принять прошивку (через USB или UART, считать с флешки, принять со спутника, достать из подпространства, whatever...) и записать ее по адресам выше чем находится сам загрузчик. Ну и, конечно же, в конце своей работы передать управление основной программе.


Так вот при компиляции прошивки нужно знать куда же бутлоадер запишет прошивку и соответствующим образом скорректировать адреса.

На этом с теорией все. Переходим к практике. Ниже пошаговая инструкция как прикрутить USB загрузчик к микроконтроллерам серии STM32F1xx, а может быть и к некоторым другим тоже.

Есть, правда, некоторые ограничения по схемотехнике. Тут я, к сожалению, не силен. ЯТП нужен подтягивающий резистор 1.5к для порта PA12 (он же USB D+). Это позволяет загрузчику в нужные моменты времени подключаться и отключаться от USB.

  • Теперь микроконтроллер готов ппрошиваться через USB загрузчик. Но ведь еще нужно саму прошивку подправить. А сделать нужно 2 вещи:
    • Указать линкеру стартовый адрес. В CooCox это делается в настройках проекта, вкладка Link, раздел Memory Areas, Адрес IROM1 Start Address. Бутлоадер занимает первые 8 килобайт, значит стартовый адрес прошивки будет 0x0800000 + 0x2000 = 0x08002000. Поле Size, наверное, тоже стоит уменьшить на 8к.
    • Где нибудь вначале программы перед инициализацией периферии сделать вызов

      NVIC_SetVectorTable(NVIC_VectTab_FLASH, 0x2000);

      UPDATE 17.05.2018: В современной версии STM32Cube функции NVIC_SetVectorTable() нет. Вместо этого можно в файле system_stm32f1xx.c (или аналогичного для другого микроконтроллера) исправить дефайн VECT_TAB_OFFSET

  • Заливатор прошивки можно взять из проекта stm32duino . В директории tools ищите скрипт под называнием maple_upload. Я пользовал только виндовую версию - maple_upload.bat.
  • Запускать так:

    "maple_upload.bat" COM20 2 1EAF:0003 "Path\To\Firmware.bin"
    Вместо COM20 нужно подставить свой порт куда прицепился микроконтроллер.

    Заливатор штука очень нежная, относительных путей не любит. так что путь к прошивке нужно указывать полностью.

    1EAF:0003 - это VID и PID

    2 - это параметр AltID, который указывает что прошивку нужно заливать по адресу 0x08002000 (читать ).

  • Еще чуток нюансов. Перед тем как заливать прошивку нужно запустить бутлоадер. Самый простой способ - нажать кнопку ресет. После этого запустится загрузчик и несколько секунд будет ждать прошивку. Если в этот момент никто не запустил maple_upload, загрузчик передаст управление основной прошивке.

    Из-за этого может возникнуть неудобство. Если микроконтроллер заглючил и повис, то он уже не слушает порт. Следовательно он не может услышать ключевую последовательность и перегрузиться в бутлоадер. Тогда только ресет в помощь.

    На этом все. Надеюсь моя статья прольет свет на то, как работает загрузчик в STM32 и как можно загружать прошивку через USB порт. К сожалению порог вхождения по прежнему высок, но вдруг кому-то моя статья поможет его преодолеть.

    Ответы на часто задаваемые вопросы:

  • 1. Для кого предназначен этот FAQ?

    Большинство специалистов разрабатывающие устройства на микроконтроллерах уже знакомы с темой защиты программ микроконтроллеров, поэтому можно считать, что данный раздел им ни о чем новом не расскажет. Однако имеется огромная армия инженеров и простых потребителей электронных устройств не знакомых с детальной организацией подобной защиты, но желающих либо разобраться в деталях работы имеющегося устройства, либо создать подобное устройство, для них то и предназначен этот сборник ответов на вопросы.

  • 2. Для чего и от кого делается защита микроконтроллеров?

    Многие производители электронных устройств стараются защитить свое устройство от возможности простого копирования его другим производителем. Им навстречу пошли производители микроконтроллеров, введя в функционал своих изделий защиту от копирования программы (микропрограммы) содержащийся в памяти микроконтроллера. Используя эту защиту от чтения микропрограммы (прошивки) производители электронных устройств могут защитить свой продукт от простого копирования другим производителем.

  • 3. Что представляет собой защита от копирования в микроконтроллере, и почему я сам не могу считать защищенную микропрограмму (прошивку)?

    Обычно защита от копирования устанавливается во время программирования микроконтроллера путем установки специального бита защиты или нескольких бит в слове конфигурации микроконтроллера. Физически эти биты располагаются в специальных ячейках памяти на кристалле микроконтроллера. Иногда используются другие методы защиты, например защита паролем, но принцип сохраняется. Чтобы снять защиту обычно необходимо изменить значение этого бита или нескольких битов, хотя часто могут использоваться и другие методы считывания содержимого памяти программы микроконтроллера. Обычными методами, например программатором, это сделать не удастся, необходимо сложное дорогостоящее оборудования, которого обычный разработчик электронных устройств не имеет. Поэтому мы, имея необходимое оборудование, знания и опыт, специализируемся на предоставлении подобного рода услуг.

  • 4. Что дает мне снятие защиты от чтения микропрограммы (прошивки)?

    Допустим, у Вас есть устройство, которое Вы приобрели у одного из производителей электронных устройств и Вы хотите производить такое же, но модифицированное устройство. Но исходников микропрограммы или готовой прошивки у Вас естественно нет, и Вам будет необходимо полностью с нуля разрабатывать и отлаживать микропрограмму. На это, по сравнению с копированием электронной составляющей устройства (схемы), придется потратить много денег и времени. Пользуясь нашими профессиональными услугами, Вы сэкономите и деньги и время на разработку устройства. При наличии устройства или его электрической схемы мы можем восстановить полностью алгоритм его работы и текст микропрограммы на языке программирования Си или Ассемблер.

  • 5. Какова законность таких действий с точки зрения законодательства?

    Все микропрограммы (прошивки) мы считываем по заказу клиента с целью ремонта его устройства, либо для ознакомления с алгоритмом работы микропрограммы. Вся дальнейшая ответственность за незаконное распространение микропрограммы или иные действия с ней или с её помощью ложится полностью на заказчика.

    Наша компания работает на территории РФ, поэтому ниже приведем цитату из закона. Законодательство других стран декларирует аналогичную позицию.

    Статья 1280 ГК РФ. "Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ".

    2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

    3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой...

  • 6. Что представляет собой дополнительная защита от чтения и почему она лучше обычной?

    Дополнительная трёхуровневая защита предназначена для создания условий невозможности чтения микропрограммы (прошивки) известными методами. Она может включать в себя от одного до трёх уровней защиты: защита от вскрытия корпуса, скрытый внутрикорпусной обрыв ножки используемой программатором для чтения, скрытое внутрикристальное удаление логики управления ножкой используемой для чтения.

    Первый уровень представляет собой стойкий к кислотам и растворителям тугоплавкий полимер, что не позволяет добраться до кристалла.

    Второй уровень делает невозможной процедуру считывания программатором без специальных дорогостоящих инструментов.

    Третий уровень выполняет аналогичную второму функцию, но при этом внутрикристальное восстановление логики управления на внутренних слоях практически не возможно, либо требует очень дорогостоящего оборудования.

    Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев обычная заводская защита легко обходится, дополнительная защита для многих дорогостоящих и сложных устройств является крайне необходимой мерой для предотвращения материальных потерь связанных с попаданием плодов интеллектуальной деятельности в руки третьих лиц.

  • 7. Я хочу установить дополнительную защиту, но я боюсь, что вы считаете мою суперсекретную программу перед установкой защиты. Есть ли какой-то способ установить дополнительную защиту на микросхему, перед тем как я ее окончательно запрограммирую?

    В данном случае перед установкой нашей дополнительной защиты можно прошить только бутлоадер без основной программы. После того, как мы установим дополнительную защиту, вы уже сможете запрограммировать основную память. Причем бутлоадер для загрузки основной программы должен использовать любой другой интерфейс отличный от основного, использующегося для стандартного программирования, так как основной интерфейс будет отключен после установки нашей дополнительной защиты. Обычно сам бутлоадер не представляет никакого интереса для копирования. В качестве бутлоадера можно использовать свой, либо модифицированный из примеров от производителя микроконтроллера.

  • Любой микроконтроллер stm32 можно прошивать через USART_1 и другие интерфейсы, подробно смотрите в . Для этого в МК есть специальный системный загрузчик, который зашивается в System memory (спец. область памяти) на этапе производства, его нельзя удалить или изменить. Это загрузчик инициализируется путём «подтягивания» пина BOOT_0 к «плюсу», после чего он ожидает поступления прошивки.

    Через USART можно загружать любые.bin или.hex файлы.

    Описание сделано на примере платы Blue Pill , однако всё сказанное справедливо для любого stm32 .

    Фирменные платы типа Discovery и Nucleo тоже можно прошивать через USART.

    Для работы потребуется USB to UART конвертер…

    Если такой штуковины нет, то есть два варианта превращения ардуины в конвертер…

    превращение

    1 . Замкнуть RESET на GND (может не прокатить) .
    2 . Загрузить в неё вот такой незамысловатый скетч:

    Void setup() { pinMode(0, INPUT); pinMode(1, INPUT); } void loop() {}

    Чтобы проверить работает ли ардуина в качестве конвертера, замкните RX и TX, откройте и отправьте какие-нибудь символы. Если они вернулись, значит всё работает.

    Перед прошивкой необходимо подтянуть пин BOOT0 к «плюсу», это переведёт МК в режим «системного бутлоадера». На описываемой плате это осуществляется перестановкой джампера…

    Если плата фирменная

    На фирменных платах (Discovery, Nucleo) тоже нужно подтянуть пин BOOT0 к плюсу, но просто так это сделать не получится. Возьмите схему вашей платы и найдите там соответствующие перемычки…

    Искать надо что-то вроде этого:

    Не помню от какой платы эта схема, но суть такая: в данном случае пин BOOT_0 подтянут к «минусу» через резистор R16 и перемычку SB16. Если убрать перемычку SB16, то пин подтянется к «плюсу» через резистор R17 и можно прошивать. После прошивки надо вернуть всё на место.

    Перемычка может выглядеть как резистор.

    Соединяем конвертер и STM следующим образом…

    картинка

    Конвертер RX <-> PA9 STM
    Конвертер TX <-> PA10 STM
    Конвертер GND <-> GND STM

    … и подключаем конвертер и STM к компьютеру.

    Инструкция по прошивке для

    Если хотите, можете взять с сайта ST (в самом низу страницы).

    Нажмите Reset на плате.

    Перейдите в папку Flash Loader Demonstrator и запустите Flash Loader Demonstrator.exe

    Выбираем СОМ-порт конвертера и жмем Next ...

    WARNING Remove Protection (защита от записи)

    Такое сообщение…

    … означает, что плата, залочена. Ничего страшного нет, просто снимите защиту кнопкой Remove protection и следом нажмите ОК .

    Защита снята.


    Если выдаёт ещё какие-то ошибки, то либо не нажали Reset, либо что-то с конвертером.

    Если светофор даёт зеленый свет, то смело жмите Next ...

    Жмем Next ...

    В пункте Download to device указываем путь к нужному.bin или.hex файлу и жмем Next ...

    Всё готово, верните джампер в исходное положение и нажмите Reset.

    Инструкция по прошивке для

    Скачайте и распакуйте куда-нибудь.

    Из папки соответствующей вашей ОС скопируйте файл stm32flash в домашнюю папку.

    Эта утилита есть в репах ubuntu, в других дистрах не знаю, поэтому выкладываю.

    Перед прошивкой всегда нажимайте Reset на плате.

    В терминале дайте команду:

    ./stm32flash -w /home/dima/myfile.bin -v -g 0x0 /dev/ttyUSB0
    Название и путь к файлу у вас будет свой. HEX-файлы тоже можно прошивать этой утилитой.

    Если будет ругаться на права, тогда дайте команду…

    Sudo chmod 777 /dev/ttyUSB0

    … или запускайте утилиту через sudo .

    Защита от записи

    Если появилось вот такое сообщение…

    … тогда дайте по очереди две команды:

    ./stm32flash -u /dev/ttyUSB0 ./stm32flash -k /dev/ttyUSB0

    Первая снимает защиту от записи, вторая от чтения.

    Если у Вас стоял ардуиновский загрузчик, то он будет затёрт, чтоб его востановить просто залейте описанным выше способом этот

    Самый простой и доступный способ прошивки STM32 – с помощью бутлоудера , в этой статье мы рассмотрим как это сделать на примере платы miniSTM32F103V .

    Для начала давайте разберёмся, что такое бутлоадер или как его ещё называют загрузчик . Загрузчик - это просто программа, которая хранится в определённой секции памяти и может перезаписывать флеш микроконтроллера. Она зашивается при производстве чипа и её нельзя изменить каким-либо образом. Для того чтобы микроконтроллер зашёл в эту секцию памяти, надо вывод BOOT0 подтянуть к питанию, а вывод BOOT1 к земле. На плате эти два вывода находятся возле usb разъема, а подтяжка осуществляется с помощью перемычек.
    Ниже приведена таблица, которая определяет с какой области памяти запустится микроконтроллер после сброса, в зависимости от BOOT0 и BOOT1 .


    Предположим мы установили перемычки, теперь надо передать загрузчику hex-файл с прошивкой, передавать будем по uart , для этого нам потребуется преобразователь usb-uart .


    У меня такой преобразователь сделан на основе микросхемы FT232RL , используя тонкое жало для паяльной станции запаять её очень просто. Методика запайки следующая, первым дело надо прихватить по ножке с двух противоположных углов, затем когда микросхема зафиксирована, пропаять остальные ножки паяльником или феном. И последний штрих, ещё раз пропаиваем ножки, которые запаяли первыми, чтобы снять с них механическое напряжение.

    Подключаем переходник usb-uart к компьютеру и в зависимости от того на какой микросхеме он сделан CP2120 или FT232 , устанавливаем соответствующие драйвера. После этого он должен определиться в системе как COM_PORT.


    Теперь подключим наш переходник к плате, вывод RX переходника соединяем с выводом MCU_TхD , а вывод ТХ с выводом MCU_RхD . Топология платы, которую выслал продавец, немного отличается от той, что на верхней картинке, выводы для прошивки выведены отдельно и отмечены красными стрелочками.


    Далее надо скачать программу, с помощью которой будем связываться с загрузчиком, называется она FLASH LOADER DEMONSTRATOR .


    После установки программы выбираем com port, под которым определился наш переходник usb-uart и нажимаем кнопку NEXT, скорость определится автоматически. Если контроллер защищён от считывания, то защиту можно снять, нажав кнопку "Remove Protection" при этом флеш память будет стёрта и соответственно все данные, которые в ней записаны потеряны.


    Если контроллер не защищён появится окно изображенное ниже, в нём нажимаем кнопку NEXT.


    В следующем окне нужно выбрать, что мы хотим сделать: считать/записать флеш микроконтроллера, стереть её, запретить чтение\запись, нас интересует запись, для этого выбираем файл, который хотим загрузить и нажимаем NEXT.

    Некоторые из микроконтроллеров stm32 поддерживают USB DFU протокол (их список можно посмотреть в app note AN3156), в такие МК прошивку можно заливать через обычный USB, используя например DFuSe demo от ST, либо опенсурсный dfu-util. С этим вариантом все понятно и описывать его я не буду.

    Для тех же МК (в частности и того, который используется в плате BluePill — STM32F103C8T6), которые обделены поддержкой DFU, так или иначе нужен программатор, например ST-Link V2 Mini

    Распиновка устройства:

    Подключается к плате просто:

    ST-Link STM32F103C8T6 3.3V --- 3.3V GND --- GND SWDIO --- DIO SWCLK --- DCLK

    Также нужна утилита ST-Link Utility, скачать ее можно с официального сайта st.com — ссылка . При первом подключении неплохо было бы обновить firmware самого программатора. Выбираем ST-LINK -> firmware update, если доступна более свежая firmware, то будет что-то подобное:

    Выбираем Yes >>>>, прошивка обновляется.

    Далее открываем собственно файл с прошивкой, и выбираем Target -> Connect. В окне состояния утилиты появится информация и вашем МК — это значит, что программатор подключен корректно и утилита может контактировать с МК. Пример:

    Затем нужно сделать полную очистку чипа, выбираем Target -> Erase Chip

    В случае, если например, моя прошивка из поста контроллере педалей и кнопок уже была залита и ее нужно обновить или перезалить, то программатор не сможет так просто подключиться к плате (потому что я использую пины SWD как обычные GPIO). В этом случае есть два варианта:

    1. переставить оба желтых джампера. Плата в этом случае загрузится у вас сразу во внутренний бутлоадер
    2. можно сделать так называемый Connect under Reset. Для него последовательность будет такая:
    • в ST-Link Utility выбираем Target -> Settings
    • в Reset Mode выбираем Hardware Reset
    • нажимаем и держим кнопку Reset на плате
    • нажимаем OK в ST-Link Utility
    • отпускаем кнопку Reset на плате

    PS. Если у вас есть плата для разработчиков SMT32F4Discovery, то она уже имеет в себе программатор и его также можно использовать для прошивки другой платы. В данном случае нужно использовать разъем SWD у STM32F4Discovery и убрать обе перемычки CN3. Разъем SWD имеет следующую распиновку: