Интернет. Железо. Программы. Обзоры. Операционные системы
Поиск по сайту

Глобальная информатизация общества. Компьютеризация мирового сообщества – глобальная проблема охраны природы

  • 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
  • Глава 2роль информации в развитии общества
  • 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
  • 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
  • 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
  • 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
  • 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
  • 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
  • Глава III информационные ресурсы общества
  • 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
  • 3.2.Информационная инфраструктура общества
  • 3.3.Информационные продукты и услуги
  • 3.4.Информационный рынок
  • 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
  • 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
  • Глава IV информационный потенциал общества
  • 4.1.Структура информационного потенциала общества
  • 4.2.Информационная техносфера
  • Техносферы в развитых странах на 1997 год
  • 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  • 4.4.Информационная культура общества
  • Глава vинформационное общество
  • 5.1.Основные черты информационного общества
  • 5.2.Информационная экономика
  • 5.3.Технологии информационного общества
  • 5.4.Путь России к информационному обществу
  • 5.5.Новая информационная среда обитания
  • 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
  • 5.7.Информационная безопасность
  • 5.8.Информационная война
  • Глава VI человек в информационном обществе
  • 6.I.Информационный образ жизни
  • 6.2.Информационное неравенство
  • 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
  • 6.4. Информационная свобода личности
  • 6.5. Информационная преступность
  • 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
  • Заключение
  • Литература
  • Словарь основных терминов
  • Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
  • Глава 2. Роль информации в развитии общества
  • Глава 3. Информационные ресурсы общества
  • Глава 4. Информационный потенциал общества
  • Глава 5. Информационное общество
  • Глава 6. Человек в информационном обществе
  • Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
  • 1. Введение
  • 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
  • 1.2. Ожидаемые результаты
  • 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
  • 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
  • 2. Состав и общая структура программы
  • 2.1. Модульная структура программы
  • 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
  • 2.3. Типовая структура проблемных модулей
  • 3. Структура и содержание проблемных модулей
  • 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
  • 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
  • 3.2.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.2.2. Основные проблемные блоки
  • 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3. Проблемный модуль № 3
  • 3.3.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.3.2. Основные проблемные блоки
  • 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.4. Проблемный модуль №4
  • 3.4.1. Педагогические задачи
  • 3.4.2. Основные проблемные блоки
  • 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
  • 3.5.1. Педагогические задачи
  • 3.5.2. Основные проблемные блоки
  • 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
  • 3.6.1. Педагогические задачи
  • 3.6.2. Основные проблемные блоки
  • 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
  • 3.7.1. Педагогические задачи
  • 3.7.2. Основные проблемные блоки
  • 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
  • 4. Список литературы по курсу
  • Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9
  • 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс

    Определение понятия «информатизация»

    Термин «информатизация» появился в отечественной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной потребности ко все более широкому использованию средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:

    «Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

    При этом сами информационные ресурсы определяются в этом законе как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

    Вышеуказанный закон распространяется лишь на вполне конкретный класс информации, а именно - на информацию документированную, т. е. уже полученную, объективированную и зафиксированную на материальном носителе. Однако, несмотря на это, значение этого закона для развития процесса информатизации в России трудно переоценить. В нем впервые в законодательной практике нашей страны предпринята попытка отразить в достаточно строгих и понятных современным юристам терминах весьма сложное и комплексное представление о таком совершенно новом явлении в развитии цивилизации, каким является процесс формирования «современного информационного общества, имеющего целью повышение эффективности создания, преобразования и потребления информации на основе главным образом перспективных информационных технологий» .

    Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. И основой этого развития провозглашается формирование и использование информационных ресурсов.

    Более широкое философское определение понятия «информатизация» принадлежит академику А.П. Ершову, который писал: «Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности» . При этом он подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию».

    Объективная обусловленность информатизации общества

    Академик А.П. Ершов рассматривал процесс информатизации общества не только как социотехнологическую революцию, но и как важный этап его интеллектуального развития, когда происходит «философское и конкретно-научное осмысление роли информации в естественных и социальных процессах». Он справедливо полагал, что информатизация - это «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации» .

    Несмотря на то, что эти слова были написаны еще в 1988 году, т. е. более десяти лет назад, когда процесс информатизации общества только начинал свое глобальное развитие, они оказались пророческими и в их справедливости мы все больше убеждаемся в результате своей научной и практической деятельности.

    Таким образом, процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

    Быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания - техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;

    Истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;

    Возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности - проблемы выживания человечества как биологического вида.

    Основные направления развития информатизации

    как глобального процесса

    Информатизация общества является стратегическим фактором, развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. Этот подход в отечественной научной литературе наиболее полно раскрывается в работах академика РАЕН А.Д. Урсула [б], который считает, что процесс информатизации не завершается после формирования информационного общества, а является существенно более глобальным. По его мнению, процесс информатизации будет сохраняться также и на других, последующих стадиях развития цивилизации, так как он содержит в себе громадный потенциал для раскрытия способностей к интеллектуальному развитию не только отдельного человека, но и всего мирового сообщества.

    Общецивилизационное значение развивающегося в последние годы глобального процесса информатизации общества проявляется не только в том, что он охватывает все стороны жизни и профессиональной деятельности людей. Оно проявляется также и во все большей глобализации наиболее важных аспектов развития человеческого общества.

    В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

    Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:

    глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

    глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;

    глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

    глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

    Результатом развития всех этих процессов, вероятнее всего, будет все большая глобализация самого человеческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магеллана, будет все больше ощущать себя единым общепланетарным организмом.

    Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавляющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего.

    Ведь именно информация представляет тот поистине неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возможное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключительно важным и актуальным сосредоточить внимание ученых, работающих как в академическом, так и в вузовском секторах науки, на комплексном изучении не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.

    Результаты этих исследований должны безотлагательно внедряться в систему образования и прежде всего в систему высшей школы России, а также в систему подготовки и переподготовки ее педагогических кадров. На решение этой задачи в значительной степени и нацелена настоящая монография.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Институт дистанционного образования

    РЕФЕРАТ

    Дисциплина: Философия

    Тема: “Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации”

    Вариант: 30

    Группа: Вз 02И21

    Специальность: 351400 “Прикладная информатика в экономике”

    Студент: Тумашов Леонид Викторович

    Преподаватель: Алещенков Александр Иванович

    Введение..................................................................................................... 4

    Компьютеризация и информационные технологии.................................. 8

    Средства массовой информации............................................................. 11

    Влияние проблем технократизма на развитие общества......................... 12

    Развитие информационного общества..................................................... 19

    Оценка реальных социальных последствий глобальной информатизации общества 25

    Социальные последствия информатизации............................................. 26

    Заключение............................................................................................... 30

    Список использованной литературы....................................................... 31


    В последние десятилетия ХХ века, человечество вступило в новую эпоху всемирной истории. Ее главный признак – коренной, планетарный переворот в телекоммуникационных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, несомненно, превосходит их.

    Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизировали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации.

    Глобальная проблема, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилетия назад как "шок будущего". Его суть в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от "шока будущего" грозит существованию вида Homo sapiens .

    К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н.э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения. В Древнем Китае пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, то с разной силой, комбинируя звуки, можно было передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния.

    Звуковая сигнализация сохранялась многие столетия. Благодаря "барабанному телеграфу" сведения о продвижении неприятельских войск распространялись на значительные расстояния и опережали официальные донесения курьеров. Средством звуковой сигнализации были также рожки, трубы, колокола, а после изобретения пороха – выстрелы из ружей и пушек. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали.

    По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная – световая. Исторически первым средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской войне 1670 – 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой – днём из сырой травы или сырых веток широко прибегали на южных границах России сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах, возвещая о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магеллановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу Куку присвоить архипелагу название "Огненной Земли".

    Язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден. Костры несли мало информации; дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными сообщениями. Способ "факельного телеграфа", основанного на сообщениях, передаваемых факелами в промежутках между зубцами стен, что соответствовало определённой букве кода, также не нашло применения на практике.

    Французским механиком Клодом Шаппом был изобретён оптический, или семафорный, телеграф. Передача информации происходила с помощью вращения перекладины вокруг своей оси, прикрепленной к металлическому шесту на крыше башни. Русский механик-самоучка Иван Кулибин изобрёл систему семафорного телеграфа, которую он назвал "дальновещающей машиной", с оригинальным сигнальным алфавитом и слоговым кодом. Изобретение Кулибина было забыто царским правительством и в России пользовались изобретением французского инженера Шаппа.

    Открытие магнитных и электрических явлений привело к повышению технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. С помощью металлических проводов, передатчика и приёмника можно было проводить электрическую связь на значительное расстояние. Стремительное развитие электрического телеграфа требовало конструирования проводников электрического тока. Испанский врач Сальва в 1795 году изобрёл первый кабель, который представлял из себя пучок скрученных изолированных проводов.

    Решающее слово в эстафете многолетних поисков быстродействующего средства связи суждено было сказать замечательному русскому учёному П.Л. Шиллингу. В 1828 году был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Шиллинг был первым, кто начал практически решать проблему создания кабельных изделий для подземной прокладки, способных передавать электрический ток на расстояние. Как Шиллинг, так и русский физик, электротехник Якоби пришли к выводу о бесперспективности подземных кабелей и о целесообразности воздушных проводящих линий. В истории электротелеграфии самым популярным американцем был Сэмюэл Морзе. Он изобрёл телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие с помощью нажатия на ключ передавать информацию на дальние расстояния. Благодаря простоте и компактности устройства, удобству манипуляций при передаче и приёме и, главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полу столетия был наиболее распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах.

    Передача на расстояние неподвижных изображений осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. Сконструированный им аппарат мог передавать изображение текста, предварительно нанесённого на фольгу. С открытием электромагнитных волн Максвелом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу. Суть эксперимента состояла в том, что изображение преобразовывалось в электрические сигналы, которые с помощью электромагнитных волн переносились на расстояние, а принятые сигналы преобразовывались обратно в изображение. Регулярные телевизионные передачи начались в середине тридцатых годов нашего века.

    Долгие годы упорных поисков, открытий и разочарований было потрачено на создание и конструирование кабельных сетей. Скорость распространения тока по жилам кабеля зависит от частоты тока, от электрических свойств кабеля, т.е. от электрического сопротивления и ёмкости. По истине триумфальным шедевром прошлого века была трансатлантическая прокладка проводного кабеля между Ирландией и Ньюфаундлендом, производимая пятью экспедициями.

    Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований – это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

    Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования. Информация образования – процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

    Цель информатизации – глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко всем видам, формам и уровням учебных знаний.

    Сущность информатизации образования составляют структурирование профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение свободного доступа обучаемых к базам данных.

    Компьютерное моделирование – эффективное средство обучения. Полезным средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач, включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного обучения.

    Научный эксперимент сегодня развивается по двум основным направлениям:

    1. постоянно усложняется и совершенствуется его материальная основа;

    2. оптимизация управления экспериментом.

    Автоматизация эксперимента позволяет многократно ускорять его проведение, существенно повышая эффективность труда экспериментатора. Важной областью применения компьютерных методов для расшифровки экспериментальной информации является воссоздание производственных структурных моделей сложных молекул на основе рентгеновских снимков.

    Сегодня можно говорить о двух основных направлениях компьютерного синтеза:

    1. связано с использованием программ, опирающихся на уже известные реакции;

    2. программы, основанные на переборе логически возможных вариантов синтеза необходимого соединения.

    Важным направлением воздействия компьютеризации на научный эксперимент является создаваемая ею возможность существенного сокращения его объема при условии определенной информационной подготовки. Таким образом, компьютеризация выводит научный эксперимент на качественно новый уровень развития. Она привела к появлению нового важного метода исследования сложных систем и явлений вычислительного эксперимента: на основе известных законов создается математическая модель изучаемого явления, затем с помощью ЭВМ исследуются различные стороны модели. В процессе эксперимента в модель могут вноситься изменения и осуществляться проверка гипотез.

    Компьютеры выступают средством общения людей. Наиболее универсальным средством компьютерного общения является электронная почта, кот. позволяет пересылать сообщения практически с любой машины на любую. При помощи компьютеров проводятся конференции, самая большая – USENET – объединяет сотни тысяч машин по всему миру.

    INTERNET – глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает связь различных информационных сетей.

    Средства массовой информации – процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического. политического. экономического и другого влияния на психику и сознание человека. Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотронного оружия есть новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров возникло новое телевизионное поколение детей. При этом средства воздействия различны – от убеждения и внушения до информирования. При этом расширилась информационная среда. Средства коммуникации позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию личности, так и ее разрушению.

    Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам, отставание технической базы от вала информации. При этом каждому доступна практически любая необходимая ему информация. Это с одной стороны должно привести к росту творческих возможностей, но при этом возникают проблемы человеческого общения, семейные проблемы, новые преступления, связанные с компьютером: знакомства, секс, маньяки. Равновесие становится все более неустойчивым, новые этические ценности личности, при этом изменение профессиональной структуры общества за счет увеличения доли занятых в средствах коммуникации. Так же вопрос о хранении информации. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для управления процессом, транспортные средства, происходит постепенный уход человека в виртуальный мир, отстранённости человека от реальной жизни. Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.

    Приближаясь к рубежу XX и XXI в.в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей.

    Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос – быть или не быть? – никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно – технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности, являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.

    Что же произошло здесь в XX веке и в каком положении оказалась наука и техника сегодня, что сулят они и чем угрожают народам в грядущем? Это уже вопросы конкретные, практические неизбежно приобретающие политическое звучание.

    Еще сравнительно недавно – всего полвека назад наука функционировала как бы с процессами, которые развивались в сфере производства, не затрагивая общественные основы жизнедеятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достижения естествознания, научные исследования в глазах многих оставались занятием важности, которого можно было отдавать должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать в сферу деловых интересов. Соответственно и деятельность ученых продолжала восприниматься традиционно – лишь как не- понятный широким кругам труд одиночек, занятых созерцанием явлений природы. Положение изменилось после того, как в Лос-Аламо было взорвано первое ядерное устройство. Стало очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки имеют тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой.

    Однако невиданное ранее непосредственное влияние науки на дела людей обнаруживается, разумеется, не только в том, что от военного применения ее открытым оказался вопрос жизни или смерти человечества; голос ее слышен общественности не только через атомные взрывы. Непосредственно характер этого влияния дает о себе знать в сфере созидания, в повседневной жизни населения. Какие это будет иметь последствия для самого человека и общества, в котором мы живем, и какие реальные, не требующие отлагательства социальные и человеческие проблемы возникают в связи с этим сегодня. Если попытаться коротко ответить на поставленные вопросы и определить тем самым главную социальную проблему, то ответ может звучать так: чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития общества, самого человека в их взаимодействии с природой.

    Подобный вывод был сделан давно: выявлена глубокая взаимосвязь развития науки и техники и социальных преобразований, а также развития человека, его культуры включая отношение к природе. Что же нового вносит новый тип развития науки и техники? Он до предела обостряет возникшие здесь проблемы, требуя именно высокого соприкосновения: новой технологии с обществом, человеком, природой, причем это становится уже не только жизненной необходимостью, но и непременным условием, как эффективного применения этой технологии, так и самого существования общества, человека, природы. Эта проблема имеет широкое значение в современных условиях, так как от того, как она решается, зависит построение стратегии научно-технического прогресса как силы, которая может либо угрожать, либо способствовать развитию человека и цивилизации. И здесь на пути осознания гуманистической направленности науки оказываются идолы технократизма.

    Есть определенная логика в том, какие именно принципы выдвигаются в данный момент на передний план, что им противостоит реально, а что в качестве мнимой альтернативы. Логика эта определяется объективными и субъективными факторами общественного развития в их связи с прогрессом и технологией.

    Сложившуюся ситуацию коротко можно охарактеризовать следующим образом. Предельная напряженность мысли человеческой, сконцентрированная в современной науке, как бы пришла в соприкосновение со своим "антимиром" – с извращающей силой антигуманных общественных отношений, с отчужденной от подлинной науки сферой ложного сознания, стремящегося быть массовым и казалось бы, результат может быть только один – общественный взрыв. Но он не происходит, или, во всяком случае, выражается хотя и в достаточно резких, но ограниченных формах. Дело обстоит так, во-первых, потому, что специализация науки зашла слишком далеко, чтобы любое соприкосновение со сферой отчужденного массового сознания могло затронуть глубинные, так сказать сущностные силы науки; во-вторых, потому, что появились тенденции несущие "успокаивающий эффект" и среди них не последнюю (если не первую) роль играют те материальные блага, которые оказались непосредственным образом связаны с успехами науки и техники и ощутимо повлияли на рост общественного массового потребления.

    Эти последние тенденции не замедлили оформиться, если не теоретически, то, во всяком случае, идеологически – в соответствующих технократических концепциях, которые абсолютизируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая что они преобразуют его непосредственно и прямо минуя социальные факторы.

    В 1949 г. вышла в свет книга Ж. Фурастье "Великая надеж- да XX века", ставшая знаменем буржуазно-реформистского технократизма. По мнению Фурастье, интенсивное техническое и научное развитие открывают перед человечеством возможность эволюции в сторону создания так называемого "научного общества", избавленного от бремени политических, социальных, религиозных и прочих антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только социального организма как целого, но в равной мере и отдельных индивидов, входящих в состав этого целого. " Компьютерная утопия", предложенная Фурастье, была оценена как "Величайшая надежда XX века". В более поздних своих работах французский автор утверждает, что задача науки заключается в том, чтобы сделать невозможным существование устаревшей системы ценностей и поставить фундамент для новой, а это, пола- гае он будет связано с возникновением новой космической религии, которая явится целительным началом, пронизывающим всю ткань грядущего "научного общества". Эту реконструкцию совершают, по Фурастье, приверженцы науки, точнее, теологи, "проникнутые научно–экспериментальным духом и знакомые с величайшими достижениями науки".

    Таков неожиданный на первый взгляд итог рассуждений Ж. Фурастье, закономерный для технократического мышления. Фурастье был один из первых, кто привлек внимание мировой общественности к современным проблемам, называемыми глобальными, в том числе и к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники. Однако в случае с Фурастье ярко видна закономерность перехода технократического мышления от неумеренного оптимизма к пессимизму, от преувеличенной надежды – к разочарованию, от абсолютизации науки – к сомнению в ее возможностях и даже к религиозной вере.

    Взгляды Ж. Фурастье являются своеобразным истоком многих других технократических воззрений. В этом легло можно убедиться, обратившись к образцам технократического мышления, представленным, в частности, в труда американского социолога Д. Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", построенном структурно и функционально в прямой зависимости от науки и техники. Д. Белл, полагает, что в этом, как он его назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказываются, в конечном счете, разные виды используемого в экономике научного знания и поэтому главной проблемой становится организация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное общество" по Беллу, характеризуется новой социальной структурой, базирующейся не на отношениях собственности, а на знании и квалификации. В книге "Культурные противоречия капитализма" – провозглашенные ранее идеи Белл доводит до разрыва между экономикой и культурой в соответствии с концепцией "разобщенности сфер".

    Имеется немало сторонников линии "технократического мышления", которые считают, что воздействие науки и техники на человека и общество, особенно в наиболее развитых странах мира, становится сильным источником современных перемен. Так, З. Бжезинский в своей книге "Между двумя веками" утверждает, что постиндустриальное общество становится технотронным обществом в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы, социальную структуру и духовные ценности. Хотя З. Бжезинский, как и многие другие сторонники технократических идей, постоянно говорил о социальных изменениях, имеющих глобальный характер, на деле ссылки на развитие науки и техники используются им лишь для того, чтобы доказать способность общества сохранить себя в условиях происходящих в мире перемен.

    Технократические тенденции весь отчетливое развитие получили у Г. Кана и У. Брауна: "Следующие 200 лет. Сценарий для Америки и всего мира". Затрагивая в ней вопрос о роли и значении науки и техники (являются они силами добра или зла), авторы говорят о "фаустовской сделке" , которая якобы существует между человечеством и наукой и техникой. Обретя могущество с помощью науки и техники, человечество подвергает себя опасности, которая в них заключена. Авторы, однако, выступают против проведения политики направленной на прекращение или замедление научно-технического прогресса. Напротив, они считают необходимым в отдельных случаях ускорять это развитие, сохраняя осторожность и бдительность с целью предотвращения или уменьшения возможных неблагоприятных последствий. Как полагают авторы, при этом, в будущем, в ходе возникновения в сравнительно полном объеме "супериндустриальной экономики", многосторонняя тенденция развития запад- ной культуры выразится в непрерывном экономическом росте, технологических усовершенствованиях, рационализме и ликвидации предрассудков, наконец, в открытом бесклассовом обществе, где утвердится вера в то, только люди и человеческая жизнь являются абсолютно священными.

    В западной философии все в большей степени обнаруживается стремление избежать популяризации технократизма. К. Ясперс отмечает, что в Европе почти исчез прометеевский интерес перед техникой. Отвергая представление о "демонизме" техники, К. Ясперс считает, что она направлена на то, чтобы в ходе преобразования трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. По Ясперсу "техника – только средство, сама по себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека.

    К. Ясперс сформулировал ясную программу, которая в особенности касается новой техники, способной коренным образом изменить структуру человеческой деятельности. Использование "высоких технологий" создает принципиально новую ситуацию в сфере производства, быта, отдыха, во многом меняет мировоззрение и психологию людей.

    Обращаясь к социальным проблемам, возникающим в связи с применением новой технологии, английские исследователи – член Национального совета по экономическому развитию Я. Бенсон и социолог Дж. Мойд считают, что "быстрые технологические изменения, развертывающиеся в условиях свободного рынка, влекут за собой чрезмерные экономические, социальные, личностные издержки со стороны той части общества, которая менее всего в состоянии их выдержать".

    Отсюда следует, что последствия научно-технического прогресса породили в свое время на Западе различные технократические теории. Их суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни способна решить все социальные проблемы. Широкое распространение получила концепция "постиндустриального" общества (Д. Белл и другие), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры. Ошибочность ее основных положений заключается в абсолютизации, гипертрофировании роли науки и техники в оществе, в неправомерном переносе организаторских функций из од- ной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит за- мена целого оной из ее составных частей. Ни техника, ни наука сами по себе не в состоянии решать сложные политические проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет лишь часть производительных сил, притом не самую главную. Человек, как главная производительная сила общества совершенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В этом и есть ее главное заблуждение.

    В последние годы получили распространение и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед всепроникающей и всепоглощающей сило техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-технического прогресса. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих самому человечеству.

    Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.

    Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

    · если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

    · если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

    В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

    Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.

    Закон экспоненциального роста объема знаний.

    По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз . Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

    · быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;

    · превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

    · возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) .

    Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.

    Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам – “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

    Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

    Как же может быть определен сам термин “информатизация ”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

    Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.

    В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

    В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

    Противоречие заключается в том, что несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

    1. по мнению 20% опрошенных россиян, компьютер заменит человека во многих областях деятельности в очень скором времени;

    2. компьютеризация населения может привести к изменению социальных отношений в обществе (по мнению 70% россиян);

    3. увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на здоровье и психику человека (по мнению 40% россиян).

    Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности” является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации.

    3.3 Глобальная компьютеризация

    Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: "В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности". Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру.

    Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

    Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

    Образование больших потоков информации обусловливается:

    чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

    постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

    появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных дисках и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

    Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

    появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990г. - ежегодно;

    существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

    возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники иных ведомств.

    Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

    Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение электронно-вычислительной техники, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого компьютеризацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

    Компьютеризация общества - развитие и внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное и быстрое получение результатов переработки информации и ее накопление. Также это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

    Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса компьютеризации общества.

    Анализ системы документооборота на предприятии

    За последнее десятилетие наметилась тенденция проникновения средств вычислительной техники в производства. Большинство документов в настоящее время подготавливаются на ЭВМ и, следовательно, имеют электронную версию...

    Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация

    Компьютеризация - процесс все более широкого применения ЭВМ в народном хозяйстве, в отраслях, предприятиях (объединениях) и организациях. Решение важнейших народнохозяйственных задач, таких, как повышение производительности труда...

    Генезис социальной ответственности бизнеса и ее становление

    Планетарная ответственность предполагает добровольное соблюдение мировых стандартов социальной ответственности. Общеизвестно...

    Информационные технологии в современном делопроизводстве

    Интернет - это множество компьютеров, соединенных друг с другом каналами связи, плюс набор стандартных правил, по которым они обмениваются информацией. При этом сами каналы связи менее важны, чем правила передачи данных по ним...

    Основная цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Значение соответствующей миссии...

    Исследование целей управления

    Каждая организация осуществляет некую деятельность, стремится к некой глобальной цели (выполняет некую миссию): производит автомобили, предоставляет кредиты, оказывает услуги и т.д...

    Исследование целей управления

    Целевая функция начинается с установления миссии - общей цели предприятия, выражающей причину ее существования. В ней обычно детализуется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства...

    Исследование целей управления

    Организация ООО «Лориэнд» основана в 2008 году. Учредителями являются два физических лица. Основной деятельностью данной организации является предоставление консультативных услуг и продажа строительных кровельных материалов...

    Совершенствование деятельности аптеки "Лекса" на основе внедрения комплексной системы автоматизации

    Автоматизация торговли - это комплекс мероприятий по внедрению в торговый бизнес-процесс высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения с целью повысить эффективность использования трудовых ресурсов и качество обслуживания...

    2. Глобальная компьютеризация

    Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: «В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности». Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру.


    2.1 Недостатки компьютеризации

    Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.
    Зачем читать книгу, когда есть синтезатор речи?
    Зачем заниматься спортом, когда соревнование можно устроить на своем любимом мониторе? Зачем учиться водить автомобиль, когда есть гоночный автосимулятор? Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, воспитывать детей, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру.

    У психологов и психиатров возник даже специальный термин – «компьютерная зависимость». Это зависимость от персонального компьютера, заболевание сродни алкоголизму или наркомании. Компьютерная зависимость поражает все больше и больше молодых людей, проводящих свое свободное время перед монитором.

    Миллионы подростков, а зачастую и вполне взрослых людей сидят в чатах, бездумно читая сообщения и печатая ответы совершенно незнакомым им людям. Огромное количество людей играет в компьютерные игры сутки напролет, путая, в конце концов, виртуальный мир с реальностью. Они теряют ориентацию в пространстве, времени, утрачивают ценность человеческой жизни. Для них смерть перестает быть неотвратимым явлением, потому что всегда можно «перегрузиться» и продолжить игру. Дети идут на преступления, воруют деньги, уходят из домов, все для того, чтобы прийти в компьютерный клуб и слиться в экстазе с ним – компьютером.

    Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека.


    2.2 Опасность для людей

    Ученых уже сейчас волнует то, что на определенном этапе при очень сильном эмоциональном и интеллектуальном вживании в электронную программу может произойти переход сознания человека, то есть его души, из мира реального в виртуальную реальность данной программы. Тогда сознание при полной своей сохранности будет функционировать уже в реальности программы, а тело умрет.

    В Московском квантовом институте был сделан набросок очертаний души и по этому поводу было выявлено, что никаких чудес здесь нет, сплошная физика. Феномен электроволнового фантома был обнаружен еще в 1975 году, но широко не исследовался и даже не обсуждался: сенсационное открытие было немедленно засекречено.

    В наше время подобные разработки ведутся уже достаточно широко. Этому способствуют появляющиеся с каждым днем все более мощные и изощренные электронные технологии. Сейчас уже возможно воссоздание «души» человека в зримой оболочке с последующим вызыванием электронных духов на экраны специально созданных с этой целью мониторов. Это уже новая религия. Написано немало работ, в которых христианские ученые делают попытки спрогнозировать далеко идущие возможные последствия внедрения в нашу жизнь информационно-компьютерных технологий. Все они говорят, что помимо физической, есть здесь и духовная опасность. Библия пророчески предвещает приход на землю «беззаконника», «человека греха», «сына погибели» – антихриста. И антихрист, вне сомнения, воспользуется широкими возможностями информационно-компьютерных технологий и средств массовой информации, в том числе и церковных. Мировое царство антихриста будет представлять собой всеобщую глобальную систему управления и контроля, физически и духовно порабощающую человека.


    3. Научно-технический прогресс

    Что такое научно-технический прогресс? Ученые говорят, что мозг человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток, но из этого потенциала используется в лучшем случае процентов 7–10. Во все времена встречались, хотя и очень редко, люди, свободно совершающие в уме разные арифметические действия с пятизначными и даже шестизначными цифрами. Некоторые композиторы, шахматисты и ученые обладали памятью просто сверхъестественной. Эти и другие феномены являются свидетельством того, что с самого начала Богом были заложены в человека почти безграничные возможности. Но человек никогда не стремился по-настоящему их развить! Ему было просто или некогда, или лень.

    Часто прогресс сопровождается весьма и весьма полезными изобретениями. Но за всем этим совершенством и комфортом кроется языческая идеология. Мистическое сознание первобытных колдунов мало отличается, по сути, от рационализма современных ученых экспериментаторов. И те и другие стремятся облагодетельствовать человечество. Колдуны пытались с помощью идолов и духов совладать с природными явлениями, чтобы племени спокойнее жилось, а ученые мечтают с помощью техники снабдить человечество комфортом, а заодно и обеспечить его полной безопасностью. Надо заметить, что и тем и другим это редко удается, особенно по части безопасности. Как только людям удается каким-то способом возобладать над силами природы, они начинают использовать эти силы в интересах личной власти.


    Заключение

    Но все же, несмотря на вышеописанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра людям, облегчив их труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности.

    Электронная вычислительная техника внесла человека в XXI век и будет верой и правдой служить ему. Компьютерные технологии – наше будущее.


    Список литературы

    1. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993.

    2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.


    Машина для проведения вычислений.

    Люди, виртуозно владеющие компьютерными технологиями, настолько хорошо, насколько опытный скрипач знает свой инструмент.

    Глобальная компьютерная сеть, обладающая всевозможной доступной информацией и ресурсами.

    Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.


    Земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом”. К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти...

    В Doom или Quake и нажатие кнопок на экране пользователем программы Word выглядит все более реалистичным. Эту тенденцию, технологически совершенно парадоксальную, можно успешно интерпретировать социологически. Компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Важно, например, не только то, что теперь можно...

    С давних времен; 2. Изучение системы развивающего обучения на основе работ Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, отсюда следует, что эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.3.Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, здесь мы выяснили, что она способствует развитию не только школьников, но и педагогов. Учителя, преподающие по данной...

    Пользователь доверяет системе и действует в соответствии с ее рекомендациями. Это похоже на подчинение. По нашему мнению, ни один из указанных вариантов не может быть признан оптимальным особенно в процессе образования. Соперничество может отнимать у учащихся слишком много сил. Отказ также будет иметь негативные психологические последствия для пользователя. А подчинение компьютеру как раз и может...

    В мировой истории было всего несколько моментов, когда изобретения человеческого разума оказывали на общество столь радикальное воздействие, что под его влиянием менялся не только привычный уклад жизни, но и сама система культурных и нравственных ценностей. Так, начало индустриальной эпохи повлекло за собой настоящий переворот в политической, экономической, информационной и культурной сферах, изменило тактику ведения войн, заставило взглянуть под иным углом на окружающий мир и человеческую природу в целом.

    Но все эти достижения уступают по важности и силе влияния на общество, если сравнивать их с прорывом, ознаменовавшим начало новой цифровой эпохи в конце 20 века. Речь идёт о достижениях в области информационных технологий и последовавшей за ними массовой и стремительной компьютеризации и информатизации общества.

    На первый взгляд задача этого феномена очевидна – обеспечить максимально удобный доступ к полезной и ценной информации, предоставить возможность коллективного обсуждения важных проблем, а также обмена данными между научными, политическими, экономическими и культурными сообществами и отдельными индивидуумами.

    Однако, наряду с исключительно полезными сторонами, информатизация породила массу проблем социального характера, круг вновь замкнулся и ответ на один вопрос привёл к появлению других, не менее сложных, а порой и неразрешимых вопросов. Тем не менее, находятся люди, продолжающие упорно отрицать пагубные аспекты этого явления.

    Совершенно упуская из виду то, что принято называть человеческим фактором, такие люди слепо верят в возможности науки как единственного инструмента достижения всеобщего блага. При этом они забывают, что современный научно-технический прогресс давно вышел за рамки сферы производства и вторгся в область общественного и личного. Но даже это не было бы так опасно, если бы уровень развития технологий соответствовал уровню развития общества, его нравственной и духовной составляющей.

    Так в чём же заключается опасность всеобщей компьютеризации? Давайте попытаемся разобраться. Негативные влияния с ней связанные можно условно разделить на “субъективные” и “объективные”. К первым относится всё, что связанно с воздействием на каждого человека в отдельности, на его физическое и психическое здоровье, рассудочную и интеллектуальную деятельность, способность строить отношения с другими людьми, адекватный взгляд на реальность.

    Ко вторым можно отнести те влияния, которые сами по себе не производят “мутаций” в сознании человека, но навязываются обществу извне. И если первые способны породить такие явления как дегуманизация сознания, снижение культурного уровня и киберзависимость, то вторые способны полностью поработить человека, установив над обществом посредством компьютерных технологий тотальный контроль, прецедента которому еще не было в мировой истории. В качестве примера мы рассмотрим несколько таких негативных аспектов, а заодно попробуем хотя бы немного проследить их влияние со всеми вытекающими последствиями.

    То, что современное общество больно , надеемся не нужно доказывать. Симптомы этой болезни весьма многообразны, но один из них является особенно зловещим – потеря смысла жизни. По данным психологических опросов около 40 процентов людей живущих в экономически и социально развитых странах не знают, для чего они живут .

    Как нам кажется, одной из причин этого явления стала оторванность человека от природы, его изоляция в искусственно созданном им самим мире, а также разрушение преемственности поколений. Заметьте, речь идет не о возвращении или переносе опыта примитивного хозяйствования прошлых веков, а о нравственных и духовных ценностях предков, осознании места человека в контексте мироздания. Интересно, что эта потерянность наблюдается при избытке информации, которую в обладание любезно предоставляет Интернет.

    Избыток информации при отсутствии целостного понимания места и предназначении человека в мире порождает гремучую смесь, часто проявляющуюся в увлечении самыми дикими и сумасбродными идеями. С другой стороны это нередко приводит к еще большей опустошенности и растерянности. Надо отметить, способность выбирать только полезную информацию из той помойной ямы, в которую превратился Интернет, вовсе не является врожденной. Для ребёнка это неизбежно в силу естества, для взрослого в силу испорченности телевидением, газетами и прочими средствами массовой информации. Отученный думать самостоятельно, современный человек часто без разбора поглощает любую информацию. Как результат, из той каши, которая образуется в головах подопытных, извлечь рациональное зерно здравого смысла далеко не всегда представляется возможным .

    Перенасыщенность современного информационного пространства далеко не единственная проблема, с которой столкнулось современное общество. Как бы это странно не звучало, следующий удар глобальной компьютеризации пришёлся на сферу личного общения. С одной стороны Интернет дал просто огромные возможности для общения.

    Сайты знакомств, форумы, социальные сети, что еще нужно для того, чтобы поднять уровень культуры общения на более высокий уровень? Что еще нужно, чтобы объединённые одной идеей люди смогли найти друг друга? Что еще нужно, чтобы полемика между придерживающихся разных мнений состоялась? Так почему же мы наблюдаем ровно обратное?

    Уровень культуры общения и умение выражать свои мысли падает, коммуникативные способности снижаются, дефицит нормального человеческого общения растет, а форумы и социальные сети в тоже время наполняются шумом, расслышать в котором друг друга становится все труднее .

    И причина этих изменений заключается не только в реформах образования и снижении роли учителя в процессе обучения. Увлеченные компьютерными играми, бессмысленной болтовней в социальных сетях и бездумным интернет-сёрфингом люди стали меньше читать.

    А как хорошо известно, именно чтение способствует правильной постановке речи, развитию абстрактного, если можно так выразиться созерцательного мышления. Расширив возможности общения в количественном отношении, компьютеры в тоже же самое время сузили его в отношении качественном .

    Лишенное эмоциональной составляющей, непосредственной близости собеседника общение стало каким-то сухим, искусственным, ненатуральным. И даже завсегдатаи интеллектуальных форумов часто представляются как “войско картонное”. Что такое человек, личность, душа? Что-то далёкое, расплывчатое, скрытое под масками ников и аватарок, а то и просто номер учетной записи в аське… Получается так, что вместо объединения людей и создания органически связанного общества, виртуальное общение на самом деле ведёт к его разобщению и изоляции.

    Так что же нам делать? Может отказаться от компьютеров, от технологий, вернуться в каменный век? Нет, конечно, да это и невозможно. Не лучше ли будет попытаться выработать у себя правильное отношение к компьютеризации как к таковой и хотя бы немного научиться соблюдать элементарные правила информационной безопасности?

    Впрочем, итоги подводить еще рано, ведь мы рассмотрели только две грани этого сложного феномена, а это значит, что наш ликбез еще не закончен и нам только предстоит докопаться до сути явления и довести свою мысль до логического конца.

    Продолжение следует….